Совсем скоро вступит в силу новый Федеральнвй закон от 20.03.2025 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» (ФЗ-33), который приходит на смену ФЗ-131, регулировавшему жизнь муниципалитетов почти два десятилетия.
Изменения носят фундаментальный характер и затрагивают все аспекты деятельности МСУ: от территориальной организации до полномочий и порядка формирования органов власти. Разбираемся, какие ключевые новеллы содержит закон и как они повлияют на работу глав, депутатов и муниципальных служащих на местах. I. Смена парадигмы: от «власти» к «самоорганизации» и «единой системе публичной власти» Первое, на что стоит обратить внимание – концептуальное переосмысление роли МСУ. Статья 1 нового закона определяет местное самоуправление как «форму самоорганизации граждан» для решения «вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения (ВНОЖН)». Это отход от формулировки ФЗ-131, где МСУ рассматривалось как «форма осуществления народом своей власти». Новый термин ВНОЖН становится синонимом конституционного понятия «вопросы местного значения», подчеркивая практическую направленность деятельности муниципалитетов. Ключевым нововведением является и четкое включение органов МСУ в «единую систему публичной власти». Хотя они по-прежнему формально не входят в систему органов государственной власти, эта норма усиливает вертикальную координацию и взаимодействие с региональным уровнем, особенно подчеркивая роль высшего должностного лица субъекта РФ. II. Территориальная реформа: приоритет одноуровневой модели Пожалуй, самое заметное изменение – это реформа территориальной организации. ФЗ-33 (Статья 9) устанавливает одноуровневую систему МСУ в качестве основной. Базовыми типами муниципальных образований становятся городской округ и муниципальный округ. Привычные «сельское поселение», «городское поселение» и «муниципальный район» упраздняются как основные типы МО. Однако закон (часть 7 статьи 9, статья 91) предусматривает для регионов возможность сохранить двухуровневую систему (поселения + районы) при наличии особых социально-экономических, исторических и иных обстоятельств, если такая система действовала на момент вступления в силу нового ФЗ. Решение об этом принимается законом субъекта РФ. Для таких случаев статья 89 ФЗ-33 устанавливает детальные особенности организации МСУ, включая порядок формирования районных советов и разграничение полномочий. III. Полномочия: новая классификация и решающая роль региона Система компетенции МСУ претерпела кардинальную реформу (статья 32 ФЗ-33). Полномочия по решению ВНОЖН теперь делятся на три категории: 1. Неотъемлемые полномочия МСУ (принятие Устава, бюджет, МПА, управление муниципальным имуществом и т.д.), не подлежащие перераспределению. 2. Полномочия, которые могут быть перераспределены законом субъекта для осуществления региональными органами власти. Это зона потенциального сужения компетенции МО. 3. Региональные по умолчанию полномочия, которые могут быть переданы МСУ законом субъекта (с соответствующим финансированием). Это зона потенциального расширения функций. Таким образом, реальный объем полномочий каждого конкретного муниципалитета после вступления этой нормы в силу (с 1 января 2027 года, если регион не решит иначе) будет зависеть не только от федерального закона, но и от регионального закона о перераспределении полномочий. Принцип «финансы следуют за полномочиями» закреплен, но его реализация потребует от МО активной позиции. IV. Формирование органов МСУ: новые модели и усиление роли губернатора Существенные изменения коснулись порядка формирования органов власти, особенно Главы МО (Статья 19 ФЗ-33). К традиционным моделям добавилась новая – избрание представительным органом из числа кандидатов, представленных высшим должностным лицом субъекта (губернатором). При избрании главы по конкурсу половина членов конкурсной комиссии также назначается губернатором. Вводится и детализируется механизм назначения Губернатором временно исполняющего полномочия Главы МО в экстренных ситуациях (неизбрание главы, досрочное прекращение полномочий, применение мер принуждения). Срок полномочий выборных органов и лиц унифицирован – 5 лет (статья 25). Усилены антикоррупционные требования и механизмы ответственности должностных лиц (Статьи 28-30), включая удаление главы в отставку и отрешение от должности по инициативе губернатора. V. Участие населения: ревизия форм ФЗ-33 (Статья 42) систематизирует формы участия граждан, но с важными изменениями. Из федерального законодательства исключены как самостоятельные процедуры голосования по отзыву выборных лиц и голосования по вопросам изменения границ/преобразования МО. Мнение населения по последним вопросам теперь учитывается через публичные слушания или общественные обсуждения. Изменена роль схода граждан (статья 45) – он больше не может заменять представительный орган в малых поселениях, его компетенция сведена к конкретным локальным вопросам (самообложение, инициативные проекты, староста). Акцент смещается на консультативные (опрос, слушания) и проектные (инициативные проекты, ТОС) формы. VI. Устав МО и переходный период: главные задачи Ключевой документ для каждого муниципалитета – Устав – подлежит полной ревизии и приведению в соответствие с ФЗ-33 в срок до 1 января 2027 года (Статья 56, Статья 91). Это потребует отражения новой территориальной модели, системы полномочий, порядка формирования ОМСУ и актуализированных форм участия населения. Переходный период (Статьи 91, 94) характеризуется дуализмом: • Полномочия ОМСУ до 01.01.2027 (или досрочного решения региона) осуществляются по старому ФЗ-131 (статьи 14-18). • Однако все принимаемые и действующие муниципальные правовые акты уже должны не противоречить вступившим в силу нормам нового ФЗ-33. Регионы получают право принимать законы о новой территориальной организации и перераспределении полномочий досрочно, что запускает специальные переходные механизмы (приостановка выборов, продление полномочий, формирование новых органов и т.д.). Заключение Новый закон о местном самоуправлении – это не просто обновление предыдущего, а серьезная реформа, направленная на встраивание МСУ в единую систему публичной власти и стремление оптимизировать структуру и функции органов местного самоуправления. Муниципалитетам предстоит большая работа по адаптации к новым реалиям. Ключевыми задачами на ближайшие годы станут внимательный мониторинг регионального законодательства, приведение Уставов и иных МНПА в соответствие с новыми требованиями, а также выстраивание эффективной работы в условиях изменившихся полномочий и моделей управления. От успешности этого переходного периода во многом будет зависеть будущее местного самоуправления в России. Источник: https://zakon.ru/blog/2025/05/19/novyj_zakon_o_mestnom_samoupravlenii_chto_zhdet_municipalitety_globalnaya_perezagruzka_ili_evolyucio Текст ФЗ-33: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_501319/